Журнал

Журнал

«Назад

Стать клеточкой Церкви  

 

Строительство саратовского храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла началось почти десять лет назад. Подумать только: за это время у кого-то выросли дети, кто-то вступил в новый этап своей жизни. А уже совсем немолодые прихожанки повторяют: «Слава Богу! Боялись, что не доживем, не встретим Великое освящение!», при этом с грустью вспоминая о своих подругах, которые этого торжества не дождались.

Многочисленнее, чем кажется

Будний день, но в храме многолюдно. В основном пришли постоянные прихожане, благотворители. На свежих, недавно выкрашенных стенах — старинные иконы. Эти образы были переданы храму несколько лет назад благодаря стараниям директора компании «Реестр культурных ценностей» Владимира Карповича Рощина. Оказавшись в новом Петропавловском храме, дореволюционные иконы будто приобщили его к былому. Кто перед ними молился за минувшие две-три сотни лет, сколько слез горя, благодарности, радости видели эти лики?..

В Петропавловском храме два престола: главный — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла — и еще один — во имя святителя Нектария Пентапольского, Эгинского чудотворца. Великое освящение храма совершает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Находясь в алтаре, он крестообразно поливает углы главного престола кипящим воскомастихом, который служит средством для прикрепления доски престола и в то же время знаменует те ароматы, которыми было помазано снятое со Креста тело Спасителя.

Из-за иконостаса раздается стук: по древней традиции священники забивают в опоры престола камнями четыре гвоздя, символизирующие собой гвозди, которыми был пригвожден ко Кресту Господь Иисус Христос. После освящения престола освящается и весь храм — каждением, кроплением святой водой и миропомазанием стен.

С лестницы, ведущей на балкон, где располагается хор, на собравшихся поглядывают дети.

— Они знают, что сегодня очень большой праздник, и хотя служба долгая, пришли на нее наравне со взрослыми, — поясняет директор воскресной школы Елена Севостьянова.

Хорошо в этот день не только детям. Великое освящение — это праздник всего прихода, который на этом богослужении ощущается как одна семья.

— У меня с самого начала было ясное представление, что люди на приходе должны друг друга знать, общаться, — рассказывает нам после службы настоятель Петропавловского храма игумен Нектарий (Морозов). — И это то, что от настоятеля очень зависит. Например, священник может соединить того, кто способен в чем-то помочь, и того, кто в помощи нуждается.

Пожилые прихожанки в основном перезнакомились друг с другом в клубе «Бабушки-старушки». Вместе с монахиней Евфросинией (Морозовой) они постигают на встречах клуба христианское вероучение, разбирают «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея и, что немаловажно, сближаются между собой. Нет сомнений, что те из них, кто уже отошел ко Господу и не увидел Великого освящения храма, не забыты и поминаются за Литургией. Так что приход многочисленнее, чем это кажется на первый взгляд: у Бога все живы.

Храм строит Господь

Тот, кто зайдет в Петропавловский храм и внимательно станет изучать его иконы, заметит в трапезной части, у окна, небольшой образ апостолов Петра и Павла, отличительная деталь которого — вписанный в его центр образ Божией Матери «Утоли моя печали». Эту икону подарили отцу Нектарию прихожане саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», где он почти десять лет служил настоятелем.

В 2007 году, когда необходимые ремонтные и восстановительные работы в этом старинном храме были завершены, игумен Нектарий обратился к Митрополиту Лонгину (на тот момент — епископу) за благословением поручить ему строительство нового храма.

— Откуда у меня возникло такое желание, откуда у меня возникла мысль, что я смогу этим заниматься, сказать очень сложно, — говорит батюшка. — Даже есть сейчас такое ощущение, что я немного авантюрно к этому тогда отнесся и переоценил свои силы. Но бывает так, что мы что-то подобное делаем, не до конца рассудив, а это действительно необходимо — на самом деле Господь нас к этому приводит и Он же как-то всё потом управляет.

Петропавловский храм — один из самых больших новых храмов города. «Не давила ли неподъемной тяжестью ответственность за такое огромное сооружение?» — спросили мы у отца Нектария.

— Если что-то подобное и испытываешь, то только в те моменты, когда забываешься, когда начинает казаться, что-то делаешь ты сам, — ответил он. — Тогда понимаешь, что тебе с этим не справиться, потому что это невозможно. Но храм строит Господь, а ты в этом только участвуешь. И когда вспоминаешь об этом, всё вновь становится на свои места, и возвращаются силы.

К тому же, по словам настоятеля, с самого начала были люди, которые помогали, и он никогда не ощущал себя одиноким перед лицом проблем. Продолжительное время финансирование осуществлял депутат Саратовской областной думы, финансовый директор ЗАО «Сарград» Сергей Георгиевич Курихин. Были и другие благотворители — кто-то более­менее постоянно, кто-то однажды оказывал помощь. Приходили и совершенно небогатые люди, которые жертвовали в полном смысле лепту, в чем-то отказывая себе. В приходе до сих пор помнят историю, как некая бабушка принесла на именной кирпич несколько десятков тысяч рублей — возможно, всё, что у нее было. Теперь о ней, как и о других жертвователях, возносятся молитвы за каждой Божественной литургией.

Давать, чтобы брать

Богослужебная жизнь, собирание прихода начались буквально с первых дней строительства благодаря временному храму, который прихожане ласково называли домиком. В нем с трудом помещалось 50–60 человек.

— Мы стояли плотно-плотно друг к другу, даже руку для крестного знамения порой не было возможности поднять, но не жаловались, а вокруг храма, у окон, молилось еще с полсотни людей, — вспоминает одна из прихожанок.

С 2013 года богослужения начали совершаться в трапезной части строящегося храма, но в большие праздники люди все равно не умещались внутри. В полном объеме церковь открылась в этом году — на праздник Покрова Божией Матери. Был обустроен и цокольный этаж для размещения самых разных храмовых служб — от бухгалтерии до воскресной школы. Однако в становлении прихода, по словам отца Нектария, многое еще впереди.

— Ничто по-настоящему хорошее, качественное быстро не создашь — быстро получается только неустойчивое, сиюминутное. Приход должен представлять собой именно среду, в которую человек попадает и которая максимально благоприятна для того, чтобы учиться жизни с Богом, — поясняет батюшка. — Но помогать новым прихожанам укорениться в церковной жизни могут лишь те, кто сам эту жизнь хорошо знает, кто в ней основательно укоренен. И здесь стараний только лишь священника и нескольких его помощников недостаточно. Важно, чтобы желание стать настоящими христианами и готовность ради этого меняться присутствовали у всех или, по крайней мере, у большинства людей, которые в храме молятся.

Отец Нектарий рассказывает, что если видит, что тот или иной человек готов и имеет возможность участвовать в приходской жизни, то старается направить его к какой-либо практической деятельности.

— Когда прихожанин что­то начинает делать в своем приходе, его церковная жизнь в корне меняется. От того, что человек начинает не только брать, но и давать, его сердце становится иным, и тогда Господь может дать человеку значительно больше, чем прежде. Это путь к тому, чтобы во всей полноте ощутить себя членом Церкви, ее живой клеточкой. Тем же путем происходит и внутренний рост прихода: как рост организма — постепенно.

Освящение храма — тоже показатель роста организма? Кажется, батюшка согласен с нашей аналогией.

— Это крайне важный этап, потому что с момента освящения храм по-настоящему становится храмом, — поясняет он. — Наверное, это в большей степени можно сравнить с тем, что есть человек, который в любом случае является человеком, но в какой-то момент он становится святым. Происходит то, что святитель Игнатий (Брянчанинов) называл помазанием духа. И то же самое можно сказать о храме: в нем уже могут совершаться богослужения, но помазание еще не произошло: не начертаны кресты на стенах, не помазаны они миром, не освящен престол, не положена под ним частица мощей. А после Великого освящения есть ощущение некой завершенности — ощущение, что Господь ко всему приложил печать.

Газета «Православная вера» № 24 (596)

[Мария Ковалева]