Календарь

Журнал

Журнал

« Назад

Саратовские святые: зачем они нам?  06.09.2017 10:25

 

10 сентября — празднование Собора Саратовских святых. Праздник этот был утвержден в 2011 году и с тех пор отмечается ежегодно в воскресенье, ближайшее к 13 сентября, как и День города. Кого мы вспоминаем в этот день и как проходит процесс канонизации новомучеников и исповедников XX века сегодня — об этом нам рассказал председатель комиссии Саратовской епархии по канонизации подвижников благочестия протоиерей Кирилл Краснощеков.

06092017-001Собор святых какой-то местности — это собрание святых, чья жизнь непосредственно связана с этой землей, в данном случае — с Саратовом. На сегодняшний день большая часть святых в нашем Соборе — новомученики и исповедники XX века. Состав Собора может расширяться, так, с 2011 года в Соборе Саратовских святых прибавилось три имени, и теперь он включает 15 человек. Это — священномученик Гермоген (Долганёв), священномученик Герман (Косолапов), святитель Иннокентий Саратовский и Пензенский (Смирнов), преподобномученик Нифонт (Выблов), преподобномученик Феодор (Богоявленский), священномученик пресвитер Михаил Платонов, священномученик пресвитер Косма Петриченко, священномученик пресвитер Дионисий Щеголев, священномученик пресвитер Иоанн Днепровский, священномученик пресвитер Сергий Кудрявцев, священномученик пресвитер Петр Покровский, священномученик пресвитер Николай Амасийский, священномученик пресвитер Иоанн Заседателев, священномученик пресвитер Владимир Пиксанов; мученик Александр Хвалынский (Медем).

По словам отца Кирилла, прославление святых в современной Русской Православной Церкви отличается от того, как было принято в средние века и даже, может быть, в новое время. Каковы особенности и почему порой процесс канонизации столь долгий и сложный?

— Сегодня на 99% Церковь канонизирует новомучеников, — рассказывает мой собеседник. — Раньше даже некрещеный человек мог быть прославлен как мученик, если он погиб за Христа, — такие примеры встречаются в житиях древних святых. Даже был такой специальный термин: крещение кровью. Это обращение, которое происходит буквально мгновенно: сейчас я палач, мучитель или просто прохожий, и вдруг в душе происходит такой переворот, что я встаю в ряды истязаемых за веру христиан. Так вот к святым XX века эти критерии оказываются неприменимы. Синодальная комиссия по канонизации настаивает на том, что мученик XX века должен всей жизнью засвидетельствовать свою веру, потому что мы не в языческой стране, как первые христиане, а в православной. Мученическая кончина — это некий финал, некая самая главная точка в движении человека к Богу, к святости. И чтобы прославить подвижника, мы должны собрать наиболее точную информацию обо всех годах его жизни. И эта высокая степень документальности очень тяжело достижима, так как сведений о многих новомучениках сохранилось совсем немного.

Отец Кирилл поясняет, что зачастую люди истреблялись целыми семьями, и порой не оставалось никого, кто мог бы поделиться сведениями, документами. А страх иногда был такой, что родственники хранили молчание, и уже внуки не знали, кем был дедушка. Ведь родных репрессированного могли исключить из института, лишить возможности карьерного роста, урезать в элементарных гражданских правах. Поэтому уничтожались фотографии, письма, сама память.

— Одни из главных документов, необходимых для канонизации, — это архивно-следственные дела в отношении новомучеников. Их можно с уверенностью назвать мученическими актами XX века, — говорит священник. — Без этих дел, тщательно изученных, проанализированных исходя из специальных методик, канонизация невозможна. А они находятся в закрытых архивах ФСБ, и доступ к этим архивам весьма затруднен и ограничен. К тому же Синодальная комиссия совершенно справедливо настаивает на том, что для принятия решения о канонизации необходимо исследовать вообще весь пласт архивно-следственных дел в масштабе всей страны. А сейчас это еще и Казахстан — место массовой ссылки, и многие другие места. Вы представьте ситуацию: например, я сумел получить в саратовском архиве ФСБ архивно-следственное дело о священнике, расстрелянном в 1937 году. Могу я быть уверен, что в 1928 году он где-нибудь в городе Иванове не привлекался в качестве свидетеля по обвинению другого священника и не дал на него показания? Или не выдержал давления следствия, пыток, которые активно применялись, и дал на самого себя признательные показания в контрреволюционной деятельности, антисоветской пропаганде, шпионаже и прочих абсурдных вещах? Ведь сказано: «претерпевший до конца спасется». Если мы именем Церкви называем какого-то человека святым и призываем всех молиться ему и его жизнь иметь перед собой как пример для подражания, то уж должны быть точно уверены, здесь очень опасно ошибиться.

Прошу своего собеседника разрешить мое недоумение: ведь мы знаем из житий многих святых, что они в течение своей жизни претерпевали падения, а затем опять вставали на путь праведной жизни. Получается, что когда мы говорим о новомучениках, мы должны исключать такие моменты?

— Исключать их нельзя, святой — это не значит безгрешный, — отвечает отец Кирилл. — Но есть принципиально важная вещь — покаяние. Если мы обрели точные свидетельства того, что человек, хоть и согрешил по малодушию, но принес покаяние, то это не является препятствием к канонизации. Такие примеры тоже есть в нашей истории. Собор новомучеников и исповедников российских назван Собором «новомучеников явленных и неявленных». И это неслучайно. Может быть, мы по недостаточности сведений не можем назвать человека святым, но это не значит, что он не свят перед Богом. Один Господь знает, а мы можем являть только то, что доступно нашим человеческим разуму и логике. Прошу отца Кирилла также пояснить, в чем разница между мучеником и исповедником? Оказывается, мученик — это именно тот, кто принял насильственную смерть за Христа, а исповедник — скончался своей смертью, пережив эти мучения или не пережив. Например, из нашего Собора — преподобномученик Феодор Богоявленский. Не выдержав тяжести следствия, он умер в Балашовской тюрьме. Почитаемый верующими Саратова епископ Вениамин (Милов) много лет провел в тяжелейших условиях в лагерях, подорвал здоровье, но скончался уже здесь, прослужив лишь полгода нашим архипастырем.

— Процесс его канонизации еще не завершен, но для меня и для многих саратовцев владыка Вениамин — безусловный неявленный миру святой, — говорит священник. — Это значит лишь то, что церковная дисциплина не позволяет мне служить ему молебны или писать ему икону. Но моя частная молитва владыке Вениамину возможна. Конечно, здесь надо быть осторожным, потому что народное почитание возникает порой в отношении вовсе не реального подвижника, а выдуманного. Отличать истину от лжи поможет лишь опыт здоровой церковной жизни. К тому же надо просто доверять авторитету Церкви.

Одной из актуальных проблем, которых невозможно было не коснуться в нашей беседе, остается то, что большинство саратовцев не знают своих святых земляков и не понимают, о чем им можно молиться.

— Это главная проблема в целом для страны, — считает отец Кирилл. — И вот главная-то задача сейчас и нашей саратовской комиссии, и комиссий других епархий — это даже не канонизация новых святых, а расширение почитания уже канонизированных святых. В нашей епархии есть храмы в честь святых новомучеников и исповедников. Мы надеемся, что площадь вокруг нового храма в честь Собора Саратовских святых в Кировском районе будет названа площадью Саратовских святых, а прилегающие к ней улицы, вполне возможно, будут названы именами наших земляков-подвижников. А это очень значимо! Дети пишут в школах сочинения: «Название улицы, на которой я живу». Представляете себе, сколько важного и нужного узнает ребенок, который будет писать такое сочинение?

По словам отца Кирилла, необходимо богослужебное почитание, и в нашей епархии есть люди, которые грамотно и канонично составляют службы саратовским святым. Это большая удача в наше время. В продаже уже появилась долгожданная книга «Собор Саратовских святых. Сборник житий» — плод многолетней, очень кропотливой работы по сверке всех житий с историческими документами.

— У новомучеников мы можем поучиться непоколебимой вере и любви к Богу, — подытожил собеседник, — ведь верить — это значит доверять и быть верным. Они своим мученичеством засвидетельствовали, что вера — это самое ценное, что есть у человека, дороже жизни. И в молитве к ним надо обращаться с главной просьбой: «Умножьте в нас веру».

_______________________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68‑рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

 

«Саратовская областная газета» № 126, 30 августа 2017 г.

[Протоиерей Кирилл Краснощеков, Беседовала Инна Самохина]